Лежнева ИА







ЛЕЖНЕВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

 

учитель

 

изобразительного искусства

и кубановедения



 

 

 

 

Я, Лежнева Ирина Анатольевна, учитель изобразительного искусства и кубановедения общеобразовательной школы №16 поселка Восход, Новокубанского района.

В современных условиях модернизации российского образования один из важнейших вопросов, это формирование его региональной составляющей. Перед каждым учителем  стоит задача направить свою деятельность на развитие современных педагогических технологий, традиционных культурных ценностей и, конечно же, на  воспитание гражданина - патриота своей  Родины. И прежде чем ребенок станет гражданином страны, он должен почувствовать себя гражданином  своей малой родины - хутора, станицы, города, усвоить их традиции, жить их жизнью и заботами.

И чтобы заинтересовать учеников и активизировать их деятельность на уроке кубановедения, я использую нетрадиционные формы уроков с использованием игровых элементов, тренингов, тестов, викторин, составление и разгадывание кроссвордов.

Кроссворд «ПРИРОДА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

(кроссворд составила Палкина Кристина, ученица 8 класса)

 

   По вертикали:

1. Самая высокая горная вершина Краснодарского края.

2. Озеро, расположенное между горами Фишт и Оштен.

3. Город – сад.

4. Неглубокий водоём, образовавшийся при затоплении пониженных.

5. Озеро, расположенное на высоте 1850 м над уровнем моря.

6. Левый приток реки Кубани.

7. Долина этой реки расположена в окрестностях Анапы.

8. Ущелье, находящееся в курортном городе Горячий Ключ.

9. Зона, занимающая всю Азово-Кубанскую равнину.

10. Широколиственное  дерево, произрастающее в Краснодарском крае.

11. Озеро, расположенное в 14 км юго-западнее Новороссийска.

12. В этой пещере круглый год сохраняется снег и лед.

13. Грязевой вулкан в центре Темрюка.

14. Река, разделяющая рельеф Краснодарского края на северную равнинную и южную горную.

15. Река, протекающая на севере края.

   По горизонтали:

1. Птица, которая ныряет, ходит по дну в поисках корма.

2. Озеро. Бывшая лагуна Азовского моря.

3. Пещера, расположенная на левом берегу реки Куджипс, напротив Азишского перевала.

4. Кустарниковая порода, распространенная в крае.

5. Источник, содержащий растворимые соли и газы.

6. Кубанское море.

7. Курортный город.

8. Ущелье. Горные ворота Лагонаки.

9. Наиболее крупная закубанская река.

10. Горный козел.

11. Море на северо-западе Краснодарского края.

12. Образования от разливов степных и горных рек, от скопления дождевой воды в низменных местах.

13. Уникальное озеро на Кавказе – памятник природы.

14. Достопримечательность Красного леса.

15. Лес, расположенный на правом берегу Кубани.

 

Поддерживаю тесную связь с сельским Домом Культуры, проводим совместные мероприятия.

 

Посвящение учащихся школы в казачата 


Участие детей в праздничных концертах 


Часто использую на уроках игровые моменты. А играть любят все дети. Именно в игре строятся непринужденные отношения между учеником и учителем, когда учитель ориентирован не только на школьный предмет кубановедение и на функции ученика, но и на личность ребенка.

А игра, которая несет в себе и научные знания, позволяет активизировать процесс обучения на уроках. В игре, увлекаясь, дети раскрывают свои способности, у них возникают положительные эмоции. А это тоже способствует процессам запоминания и осмысления фактов. Доказано, что знания усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз.

Таким образом, игра - не развлечение, а особый метод стимулирования детей к активности. Учеба - серьезный труд. Именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явления.

Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.

Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

В современной школе учиться ребятам трудно, особенно сейчас, когда учебные программы  усложнены, а ученики ориентируются на максимально возможное усвоение содержания предметов без учета индивидуальности.  Перед учителем кубановедения стоит проблема подбора таких форм и методов обучения, которые приводили бы к достижению положительных результатов.

Игровая технология выгодно отличается от других способов стимулирования учащихся к процессу обучения тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемой системы, дает возможность «прожить» некоторое время в «реальных» жизненных условиях. При этом игровая технология не подменяет традиционные методы обучения учащихся, а рационально их дополняет, расширяя педагогический арсенал учителя, позволяя более эффективно решать поставленные задачи конкретного задания и всего учебного процесса. Игру я использую как методический прием на уроках разных типов и технологий.

 

Использование игр зависит от целей и задач обучения, от содержания материала, от уровня подготовки детей и других факторов.  Например,  на уроках повторения и обобщения знаний как в среднем звене так и в старших классах я использую такие игры как  «Что? Где? Когда?», уроки-конкурсы, уроки-соревнования, викторины. При изучении нового материала использую ролевые игры, где дети получают опережающее задание. Учеников  такой урок побуждает к максимальному раскрытию своих способностей и большей требовательности к себе и своим товарищам.

Учитель на таком уроке ведет учеников по пути открытия, заставляет следить за дидактическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем, а также развитию демократических отношений.

Таким образом, психологическая атмосфера таких уроков заметно влияет на эмоциональные переживания ребят. Переживания, в свою очередь, влияют на формирование мировоззрения, познавательные потребности школьников. А последние важны для самообразования, формирования потребности в учении.

Очень актуальны уроки творчества при освоении регионального музыкального, художественного, литературного наследия Кубани. На таких уроках каждый ученик сможет почувствовать, ощутить свое место в культурной и духовной жизни общества. К таким урокам дети готовятся заранее, разыскивают материалы, готовят проекты, а сообщения, часто и костюмы исполняют песни, разыгрывают сценки из жизни казачества. Такие уроки всегда проходят интересно и надолго запоминаются детям.

А чтобы дети могли глубже окунуться в атмосферу тех или иных событий изучаемых на уроках кубановедения и прикоснуться  к памятникам старины или искусства мы с детьми часто путешествуем по территории Краснодарского края.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АТАМАНИ

 

 

Посещаем музеи с целью изучения быта народов Кубани 


 С целью патриотического воспитания посетили краеведческий музей г. Анапа

 

Посетили места захоронений воинов, погибших за оборону Кубани


 

Совершаем экскурсии по музеям для изучения природы Краснодарского края

 

 

Большое внимание в нашей школе уделяется оздоровлению детей в санаториях нашего края